Зоотрейд
Операторская служба: 050, (343)246-12-24; Издательство: (343)213-29-33, (343)290-45-35
Расписание
Товары и услуги

Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Адрес 620014, г. Екатеринбург, ул. Вайнера, 11
Район
Телефон (343) 376-30-47 Вахта; (343) 371-14-06 Администрация; (343) 371-06-26 Экскурсионное обслуживание
Факс
e-mail
Сайт www.emii.ru
График работы ср-вс 11.00-19.00, без перерыва. пн-вт выходной.
Проезд
Руководитель

 Как сказал Оскар Уайльд: «Жизнь коротка, искусство бесконечно». И прикоснуться к этому бесконечному может любой желающий. Для этого достаточно прийти в Екатеринбургский Музей Изобразительных Искусств. Здесь собраны произведения разных эпох и направлений. Музей располагает коллекциями русского искусства XVII-XX веков, западноевропейского искусства XIV-XIX веков, отечественного искусства XX-XXI веков, декоративно-прикладного искусства Урала. На сегодняшний день, это крупнейший музей на Урале. В этом году он празднует свой 75 день рождения. В преддверии праздника, мы пообщались с первыми лицами музея: директором ЕМИИ Корытиным Никитой Николаевичем, заместителем директора по выставкам и развитию Сириной Юлией Владимировной и заведующим сектором художественного литья Гилевой Ксенией Александровной.


В этом году Екатеринбургский Музей Изобразительных Искусств отмечает свое
75-летие. А расскажите, как все начиналось? Какова история создания музея?

Ю.В.: Датой основания музея стал 1936 год. Из художественного отдела Свердловского областного краеведческого музея была образована Картинная галерея, которая расположилась в здании бывшей типографии «Гранит» на улице Вайнера,11. Здание в стиле «модерн» было создано в начале XX века по проекту известного уральского архитектора Константина Бабыкина. Основой собрания стали произведения, переданные из краеведческого музея, но впоследствии пополнение фондов осуществлялось из Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. В годы Великой Отечественной войны в здании картинной галереи хранились эвакуированные из блокадного Ленинграда фонды Государственного Эрмитажа. После войны в знак признания и благодарности из фондов Государственного Эрмитажа были переданы экспонаты, которые по сей день являются гордостью нашего собрания. Среди них предметы западноевропейской живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. Например, один из интереснейших экспонатов музея, к сожалению находящийся на сегодняшний день в фондохранилище, является картина «Христос» итальянского художника начала 16 века Марко Базаити. Стоит упомянуть, что в музейных собраниях России находятся всего две картины этого мастера одна в нашем музее, а другая находится в собрании Эрмитажа. В середине 1980-х годов у музея появилось второе здание на улице Воеводина,5. В 1988 году картинная галерея получила статус музея изобразительных искусств.

Фонд музея все время пополняется. Как часто сегодня появляются новые экспонаты? Расскажите об экспонатах, которые появились у вас в последнее время?

Н.Н.: Конечно же, фонды музея ежегодно пополняются. К сожалению, далеко не всегда у музея есть возможность осуществлять крупные закупки, поэтому особо ценны те случаи, когда предметы искусства передаются музею в дар. Летом 2010 года частный коллекционер Ефимов Илья Юрьевич подарил ЕМИИ крупную коллекцию (около ста предметов) ювелирного искусства 80-х и 90-х годов, крупнейших мастеров Московской и Ленинградской школ. Не так давно мы получили от группы американских графиков небольшую коллекцию печатной графики в редчайшей технике меццо-тинто. В случае, когда музей делает приобретения на свои средства, нам приходится изыскивать эту возможность в ущерб другим важным расходам, поэтому мы пополняем только стратегически важные коллекции, которые постоянно «работают» на наши выставочные проекты и делают собрание именно нашего музея уникальным. В первую очередь, это литье из чугуна. В конце прошлого года мы завершили процесс приобретения коллекции печатной графики Виталия Михайловича Воловича.


В музеи представлены работы мастеров 14 – 20 века. А как вы сами относитесь к современному искусству?

Н.Н.: В научном подразделении музея есть сектор отечественного искусства ХХ и XXI вв. Периодически мы и сами реализуем или подключаемся к проектам, связанным с актуальным искусством. Не так давно в здании на Вайнера с успехом прошла выставка Пьера Кулибефа «В лабиринте». Если речь идет о современных нам художниках Екатеринбурга, безусловно, музей принимает живейшее участие в их инициативах. За последние несколько месяцев состоялись выставки Юрия Филоненко, Андрея Антонова, в сентябре пройдет выставка М.Ш. Брусиловского. Мы можем делать только знаковые и крупные проекты. Основная работа с местным художественным сообществом должна вестись галереями, а не музеем. Поиск, продвижение талантов – это задачи галериста.

Вы устраиваете выездные выставки в других городах. Где вы уже побывали? Какие темы выставок пользуются большей популярностью?

Ю.В.: Музей ведет активную выставочную деятельность не только в Екатеринбурге. Например, коллекция нашего авангарда давно уже известна за пределами России и ежегодно произведения из нашего собрания представлены на крупнейших выставках за рубежом. В последние годы музей принимал участие в таких крупных выставочных проектах как «Авангард до и после» в Брюсселе, «Русское искусство 1910-1940-х гг» в итальянском городе Генуя, «Футуризм -100» в Тренто, «Космос русского авангарда: искусство и космические исследования, 1900-1930 годов» в Испании. Кроме зарубежных выставок наш музей принимает участие и в Российских проектах, так в апреле этого года в Музее-заповеднике «Московский Кремль» открывается выставка «Карл Фаберже и русские камнерезы. Самоцветные сокровища России» где будут представлены произведения живописи и камнерезного искусства и из нашего собрания. В региональном значении наша выставочная деятельность тоже довольно активна. Музей стал организатором сетевого выставочного проекта «Великие реалисты», в апреле этого года выставка будет представлена в Тюмени, а далее в Нижнем Тагиле. Также в апреле мы представляем выставку графики из нашего собрания в галерее «Стерх» в Сургуте. Как видите, мы ведем довольно активно- выставочный образ жизни.

Современное поколение можно назвать поколением «виртуального мира». Молодежь все чаще заменяет живое общение виртуальным. Как в наше время можно привлечь внимание детей, подростков к музеям и искусству в целом? Какие программы, мероприятия проводятся в Музеи Изобразительных Искусств для привлечения молодого поколения?

Н.Н.: Да, можно к этому относиться как угодно, но бороться с виртуальной реальностью становится действительно сложно. Единственный путь – тоже максимально погрузиться в Интернет и сделать достойный виртуальное представительство музея в сети. Полгода назад у музея наконец-то появился полноценный сайт, сейчас мы плотно работаем над развитием его сервисов. Мы присутствуем в социальных сетях и в настоящее время уделяем большое внимание фотофиксации всего происходящего в музее с тем, чтобы это затем появлялось в сети.

Ю.В.: Кстати сказать, молодежь и дети одни из самых частых посетителей музея. У нас активно ведет свою работу информационно-образовательный отдел. Педагоги ежедневно проводят занятия, с детьми начиная с дошкольного возраста. Действительно то, что появилась тенденция, когда в музей приводят группы из детских садов. Радует, что музей стал интересен молодежи. Мы проводим много лекций, авторских экскурсий, показ фильмов, а также интерактивных проектов: викторины, квесты, конкурсы. Что касается мультимедийных программ, то и в этом мы также стараемся идти в ногу со временем. К юбилею мы планируем представить виртуальный тур по «Каслинскому чугунному павильону», который на протяжении двух месяцев мы готовили с нашими партнерами из EXPO66. Получилось очень здорово. Мы надеемся, что это будет неким сюрпризом для зрителей, которые давно мечтали заглянуть внутрь Каслинского павильона.

Ксения Александровна, художественное литьё – дело нескольких поколений вашей семьи. Расскажите эту удивительную историю.

К.А.: Семья Гилевых – одна из старейших династий в Каслях, связанных с художественным литьем из чугуна. Начинается она с Михаила Лаврентьевича Гилева, который работал на каслинском заводе на рубеже XIX – XX века, был и каменщиком и литейщиком. Доподлинно известно, что Михаил Гилев принимал участие в создании Каслинского павильона для Всемирной выставки в Париже 1900 года. К сожалению, мы мало о нем знаем, так как он пропал в неспокойном 1905 году, сопровождая обоз с литьем в столицу. В фондах Каслинского музея сохранилось групповое фото всех мастеров Каслинского завода 1899 года, где Гилев стоит в верхнем ряду, в центре. Его сын, мой прадедушка, Семен Михайлович Гилев, пришел работать на завод в 12 лет, и, начав свою карьеру с подсобного рабочего, стал мастером цеха художественного литья, отдав заводу более 40 лет своей жизни. Именно он стал руководителем работ по восстановлению Каслинского чугунного павильона в 1957 году, когда руководство Свердловской картинной галереи обратилось на завод с просьбой о помощи. В нашей семье хранится его единственная скульптура «Витязь в тигровой шкуре». Семен не стал художником, но его сын, мой дед – Александр Семенович Гилев – известный каслинский скульптор, член Союза художников, автор станковой и монументальной скульптуры. Наш музей, по праву гордится тем, что в его фондах хранятся произведения А.С. Гилева, часть из которых представлена в постоянной экспозиции. В 1986 году, когда Каслинский чугунный павильон переехал в новое здание на Воеводина, 5, Александр Семенович выполнил недостающие штандарты. Александр Александрович – мой отец, то же скульптор, выполняет частные заказы. В мастерской деда сейчас работает мой брат – Константин Александрович Гилев. Костя – скульптор, и его жизнь так же связана с каслинским заводом.

Есть ли особо любимые работы? С которыми, может быть, связана какая-то история?

К.С.: У меня много историй связанных с каслинским литьем, вместо сказок, дед нам с братом рассказывал о том, как спасали Каслинский павильон от переплавки в 1920-е, как сохраняли модели во время Великой Отечественной, о скульпторе Клодте и Бахе, о «чугунной» бабушке Торокина. Конечно, Каслинский чугунный павильон, один из любимых моих экспонатов, ведь все поколения Гилевых, так или иначе, связаны с этим удивительным произведением. Но, пожалуй, «самая – самая», это «Лесопосадчица» моего деда, А.С. Гилева. Он лепил ее в 1950 году как дипломную работу в Нижнетагильском художественном училище, а позировала моя бабушка Валентина.


И последний вопрос. Как пройдет празднование Дня Рождения Музея? Какие мероприятия планируются?

Ю.В.: В апреле мы отмечаем 75-летие музея. Юбилейные события запланированы с 19-22 апреля. В музее совместно с факультетом искусствоведения и культурологи УрФУ с 19-20 апреля будет проходить всероссийская научно-практическая конференция. 21 апреля на Воеводина, 5 пройдет торжественное открытие выставки великосветского портрета из собрания Государственного Исторического музея «Шедевры исторического портрета. Герои своего времени». 22 апреля по случаю 75-летия музея пройдет торжественный прием в отеле Хаятт Ридженси Екатеринбург.

Спасибо большое за столь интересное интервью! Еще раз поздравляем Екатеринбургский Музей Изобразительных Искусств с Днем рождения. Желаем Вам и Музею успехов и процветания.

Беседовала Демидова Ольга.




Комитет по организации бытового обслуживания населения Администрации г. Екатеринбурга

Органы государственного управления г. Екатеринбурга

Органы социальной защиты г. Екатеринбурга
Погода
GISMETEO:
© Горсправка-050, 1930—2024